Возрастные особенности 6-7 лет
Как выбрать книжку для ребенка
Развитие базовых эмоций и воли
Спокойствие и без паники
Тренинг "Давайте жить дружно"
Психологические игры для детей дошкольного возраста
Игровые взаимодействия родителей с детьми
Игры, рекомендуемые психологом для совместной деятельности родителей и детей дома
Советы психолога
Развитие памяти, внимания, мышления в условиях дома
Буклеты
Памятки
Синдром эмоционального сгорания. Как быть?
Установление правильных взаимоотношений с детьми

Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?

Ваш ребенок является уникальным. Он не похож ни на кого, в том числе и вас. Ребенок не является вашей копией, поэтому нельзя требовать от него реализовать написанный вами жизненный сценарий.

ваше чадо - это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, какой он есть.

Не стесняйтесь своей любви к ребенку и ее демонстрации. Не надо бояться, что вы "залюбите" его.

Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза обнимать и целовать. Ласка является лучшим методом поощрения.

В тоже время не допускайте вседозволенности в воспитании. Необходимо чтобы в вашей семье были установлены некоторые рамки и запреты, которых вам нужно строго придерживаться.

Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то нен обходимо четко объяснить причину наказания.

 

Беседа с родителями "Защита прав и достоинства ребенка в семье".

Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: "Что такое семья?".

Семья -группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Толковый словарь С.И. Ожегова).

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их только через детей. Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и  здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально - правовом и психолого - педагогическом.

Социально - правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого - педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении. "Дети мира невинны, уязвимы и зависимы", - констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

Нормативные основы защиты прав детства. К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относится: - Декларация прав ребенка (1959)

- конвенция ООН о правах ребенка (1989)

- всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ - Конвенция о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения - юридическое право:

- на воспитание;

- на защиту;

- на активное участие в жизни общества. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. На основе Конвенции разрабатываются нормативно - правовые документы федерального и регионального уровней. Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов - Семейный Кодекс РФ, Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", Закон "Об образовании". 

Семейный Кодекс РФ - документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства. Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 "Права несовершеннолетних детей" и глава 12 "Права и обязанности родителей". В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и норма международного права "ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение". В целях "создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка", предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети - инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия "жестокое обращение" и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 24); признание прав каждого ребенка на уровень жизни, необходимы для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24); защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34); защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37); меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (с. 39).

Уголовный Кодекс предусматривает ответственность:

за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 -136); за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).

Семейный Кодек РФ гарантирует: 

право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54); право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56); меру "лишение родительских прав" как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69); немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью ( сит. 77).

Закон "Об образовании" утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на "уважение их человеческого достоинства" (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое "насилие над личностью обучающегося или воспитанника" (ст. 56). В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений. ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении - подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения. 

Устав ДОУ - нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса:, детей, педагогов, родителей. Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно - правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам. Реализация прав ребенка включает:

- защиту его от всех форм жестокого обращения, права на охрану жизни и здоровья,

- защиту его права на образование, права на игру, права на сохранение своей индивидуальности.

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Нарушением прав ребенка можно считать: Лишение свободы движения. Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). Применение физического насилия к ребенку. Унижение достоинств ребенка - грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм). Угрозы в адрес ребенка. Ложь и невыполнение взрослыми своих обращений. Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Право ребенка на жизнь и здоровье

Конвенция о правах ребенка определяет, что "каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь" (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить "право ребенка на жизнь" (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить "право ребенка на уровень жизни. необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития" (ст. 27, п.1). В России принят ряд нормативно - правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе "Об образовании" указано, что "образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников".